Знаменитые люди Дрожжановского района

Дрожжановский район - место, где имеются кровные, родственные связи таких знатных людей страны и республики, как основоположник татарской светской поэзии Габдулзаббар Кандалый,  деды которого были из д.Каракитян, великий татарский ученый ШигабутдинМарджани, у которого дед со стороны матери из Старых Чукал; историк и педагог ХадиАтласи - родом из Нижнего Чекурска, знаменитый просветитель ШигабАхмеров - из д. Новая Задоровка. Здесь родились такие лучшие представители татарской литературы, как ШарафМударрис, ЗакиНури, Шамиль Ракийпов, КыямМиннибаев, Роберт Ракийпов и др. В нашем районе родились люди, внесшие неоценимый вклад в развитие татарского театра - Ринат Тазетдинов, Хидият Султанов, Алсу Гайнуллина; в развитие эстрадно-песенного искусства - ГабдуллаРахимкулов, Рафаэль Ильясов, Илсур Сафин (Илсаф),  Рафик Тазетдинов, Алсу Абулханова у которой мать родом из с. Мочалеи и др.

Шигабутдин Марджани (Шигабутдин бин Багаутдин аль-Казани аль-Марджани, тат. Шиһабетдин Мәрҗани; 1818—1889) — татарский богослов, шейх суфийского братства Накшбанди, философ, историк, просветитель. Марджани также известен в качестве этнографа, археографа, востоковеда и педагога.

Шихабуддин Марджани родился 16 января 1818 года в с. Ябынчи, нынешнего Атнинского района Татарстана.

Образование получил в медресе деревни Ташкичу Казанского уезда, Бухаре и Самарканде.

В семнадцатилетнем возрасте он начинает преподавать в медресе и, будучи неудовлетворенным учебником морфологии персидского языка, составляет свой. В 1838 году Марджани отправляется в Бухару для продолжения образования, а затем переезжает в Самарканд.

В 1848 году, после одиннадцатилетнего отсутствия, с новым багажом знаний Марджани возвращается на родину и в марте 1850 года назначается имамом-мударрисом 1-й Казанской мечети.

В 1867 году Духовное собрание мусульман Поволжья и Приуралья назначило Марджани на должность ахуна и мухтасиба Казани, что явилось несомненным признанием его деятельности со стороны руководства мусульман. С официальными светскими властями у Марджани также устанавливаются позитивные контакты. Он выполняет отдельные поручения казанской губернской власти: следит за изданием текста Корана в казанской типографии; организует сбор денег для кавказских народов, пострадавших от землетрясения; составляет отчеты о рождении, бракосочетании и смерти мусульман для государственных учреждений; участвует в судебных заседаниях при произнесении клятв мусульманами. Со временем имя Марджани становится известным далеко за пределами Казани: в 1870 году выходит в свет его книга «Назратуль-хакк», с новыми для того времени и его родной среды религиозно-реформаторскими идеями, принесшая автору широкую известность не только на родине, но и на всём мусульманском Востоке.
Шигабутдин Марджани похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы.


Просветительские идеи Марджани охватывают самые различные стороны обновления общественной жизни татарского народа, включая в себя мысли о необходимости получения татарским населением светского образования, усвоения прогрессивного наследия прошлого (античной, арабской мысли) и настоящего (русской и западноевропейской культур). Учёного заботили и вопросы воспитания национального самосознания татарского народа, беспокоили его благосостояние, социально-экономическое и политическое положение. Считая просвещение самым мощным орудием прогресса, учёный пытался вызволить свой народ из «спячки». Учёный стремился ответить на многие вопросы, которые поднимало развивающееся по буржуазному пути татарское общество: «обновить веру», поднять социально-политический и культурный уровень татарского народа, приобщить его к современной цивилизации. Религиозные взгляды Марджани проявляются в критике вопросов каляма (направление в исламской теологии). Необходимы были реформа медресе, преобразование преподавания. Многие считают Марджани — предвестником джадидского движения в России. Именно он заложил его основы — реформу преподавания в медресе, способствовавшую усвоению татарским народом передовых достижений мировой культуры и науки. Марджани написал более 30 произведений, большая часть которых была издана в основном на арабском языке. Не все произведения, написанные ученым, увидели свет. Многие до сих пор ещё не обнаружены. Идейно-философские взгляды Марджани, его деятельность в качестве педагога, религиозного деятеля, историка, просветителя, философа останутся заметным явлением в отечественной истории.

 Атласов (Атласи) Мухаммед-Хади (Мухаммадхади, Хади, Гадый, Гади) Мифтахутдинович (29 августа 1876 — 15 февраля 1938) — общественный деятель, депутат Государственной думы Российской империи II созыва от Самарской губернии, историк-тюрколог, педагог.

Родился 29 августа 1876 года в деревне Нижнее Чекурское Дрожжановского района Буинского уезда Симбирской губернии. По национальности татарин. Отец — мулла Мифтахутдин, мать звали Сарвижамал. Получил начальное образование в мектебе у своего отца, а затем учился в Буинском медресе. В ходе обучения освоил восточные языки — арабский, персидский и турецкий. Самостоятельно выучил русский язык.

В 1895 году поступил на учительские педагогические курсы в Сеитовском посаде под Оренбургом. Занятия на курсах были организованы по новой методике, учащиеся получали светское образование. Наставником на курсах у Атласова был Ф. Карими, который оказал влияние на формирование его взглядов. На курсах Атласов начал изучать немецкий язык и литературу. В 1898 году закончил курсы и вернулся в Буинск. Преподавал в Буинском медресе, работал над созданием новых учебников, внедрял новые методы обучения, опубликовал научно-популярные книги об астрономии и естественнонаучной истории.

В Духовном собрании мусульман Атласов выдержал экзамен на имама и мударриса и в мае 1903 был приглашён на эту должность в село Альметьево Бугульминского уезда Самарской губернии (в настоящее время город Альметьевск). Став имамом, преобразовал медресе своей махалли под джадидистское, открыл школу для девочек. Помимо исполнения обязанностей имама, занимался также преподавательской и научно-исследовательской работой. Получил известность благодаря публицистической деятельности, представлял крайне левое крыло татарских джадидов.

В 1906 году принимал участие в нелегальном III Всероссийском мусульманском съезде. На съезде Атласов призывал к просвещению народа: «Давайте распространим вначале среди неграмотной, необразованной нации науки, ознакомим её с политической литературой, дадим детям знания, потребные для современности. Затем будет спорить по политическим вопросам. Опять повторяю, давайте сосредоточимся на этом съезде только на вопросах просвещения и издательства». Также он, ссылаясь на слова Ш. Марджани, выступил за создание института единого общероссийского муфтия: «В Исламе не должно быть двух лидеров. Если лидеров будет больше, то настанет раскол».

С 1907 году был избран депутатом Государственной думы Российской империи II созыва от Самарской губернии. Входил в трудовую группу. Активный член Мусульманской трудовой группы («Мусульман хезмят тейфасэ»). Принимал участие в организации и издании газеты «Дума» — органа мусульманской трудовой фракции Думы. Газета вскоре после создания была закрыта правительством (вышло всего шесть номеров). После роспуска Государственной Думы вернулся на родину.

В 1906 году Атласов издал книгу-брошюру «Яна низам вэ голэмаларыбыз» («Новые правила и наша интеллигенция»), в которой разоблачал политику правительства, направленную против нерусских народов. В частности, резко критиковались новые Правила Министерства народного просвещения от 31 марта 1906 г. «о печатании учебных книг и пособий в русской и национальной транскрипции». В 1909 году был привлечён Саратовской судебной палатой к 3 месяцам тюрьмы за написание этой брошюры. Был отстранён от должности имама и мударриса, лишён духовного звания. После тюрьмы был взят под постоянный надзор полиции.
Атласов занялся научной, литературно-публицистической и культурно-просветительской деятельностью. Стал заниматься сбором материалов по истории татарского народа. В 1911 году выходит его книга «Себер тарихы» («История Сибири»), в первом же параграфе которой Атласов утверждает, что Туран, Туркестан и Скифия являются различными названиями единого региона, а также говорит о принадлежности Сибири к Турану (Туркестану). В 1913 году был избран членом Общества археологии, истории и этнографии (ОИАЭ) при Казанском университете. В этот период Атласов также выступал с публицистическими статьями в газетах «Йолдыз» («Звезда», Казань), «Вакыт» («Время», Оренбург), журналах «Аң» («Сознание»,Казань), «Шура» («Совет», Оренбург), «Мәктәп» («Школа», Казань) и других.

В годы первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций, а также в первые годы советской власти жил с семьёй в городе Бугульма. После Февральской революции возглавил отдел народного просвещения земской управы Бугульминского уезда. Участвовал в работе Первого (1-11 мая 1917, Москва) и Второго (июль — август 1917, Казань) Всероссийского съездов мусульман (съезды были продолжением I—IV Всероссийских мусульманских съездов, которые проходили нелегально в 1905—1906 и 1914 годах; после 1917 года нумерация съездов была начата заново). На Втором съезде входил в комиссию мухтариата для осуществления национально-культурной автономии мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири. В 1918 году, после установления в Бугульме советской власти преподавал в местной учительской семинарии. В апреле 1919 года Бугульма была взята белогвардейскими войсками в ходе весеннего наступления армии А. В. Колчака и Атласов был назначен председателем Бугульминской уездной земской управы.

После отступления белогвардейцев Атласов был вынужден покинуть Бугульму и перебрался в Азербайджанскую демократическую республику (АДР), где стал работать в Баку в издательском отделе Комиссариата народного просвещения и публиковать статьи в местной прессе. Участвовал в 1-м Съезде народов Востока (1-8 сентября 1920). В сентябре 1920 года (после падения АДР) был арестован и осуждён ОГПУ на 10 лет лишения свободы. Первоначально содержался в Баиловской тюрьме, но позже был переведён в Чистополь, где предстал перед судом по обвинению в сотрудничестве с администрацией Колчака). В частности, его обвиняли в том, что он якобы выдавал учителей колчаковцам на расстрел. Бугульминский уездный суд опроверг эти обвинения и 22 апреля 1921 полностью оправдал Атласова.

В период с 1921 по 1929 годы занимался преподаванием истории, географии и немецкого языка в одной из школ города Бугульма, а также в сёлах Шугурово и Зай-Каратай. Выступал против введения латинского алфавита для тюркской письменности и атеистического воспитания.

29 января 1929 года был арестован по обвинению в «султангалиевщине» (дело М. Х. Султан-Галиева)[6]. Был приговорён без суда и доказательств вины коллегией ОГПУ 28 июля 1930 года по статьям 58-4, 11 УК СССР («оказание помощи международной буржуазии и организация контрреволюционной группы») к 10 годам лишения свободы с содержанием в исправительно-трудовых лагерях. Все его имущество Атласова было конфисковано. Для отбытия наказания был отправлен в Мурманск, в ноябре 1930 сослан на остров в Белом море, а в июне 1931 по этапу отправлен на Соловки. В июне 1933 года был освобождён по состоянию здоровья.

Вернулся в Бугульму, но получить преподавательскую работу не смог и в 1934 году переехал в Казань. Там некоторое время преподавал в школе немецкий язык, но в марте 1935 года был уволен как «политически неблагонадежный».

28 июля 1936 года был вновь арестован как предполагаемый руководитель тайной организации национальной интеллигенции (см. «атласовщина»). С августа 1936 по май 1937 года в Казанском НКВД Атласова допрашивали 16 раз и 2 мая 1937 года он «признал» свою вину. Военным трибуналом Приволжского военного округа Атласов был признан руководителем контрреволюционной националистической повстанческой шпионской организации, ставившей целью свержение советской власти и создание тюрко-татарского государства и 28 октября 1937 года приговорён по статьям 58-2, 58-4, 58-6, 58-7, 58-11 к смертной казни. Последние слова Атласова на суде: «Я никогда не был террористом и шпионом, никаких заговоров и тайных организаций не организовывал. Я человек не современности, а прошлого».

Расстрелян в Казани 15 февраля 1938 года. Реабилитирован в мае 1958 года[8] решением Военной коллегии Верховного Суда СССР за отсутствием состава преступления.

 Заки Шарафутдинович Нурутдинов (1921-1994) (Зәки Шәрәфутдин улы Нурутдинов)

Поэт, общественный деятель, Заслуженный работник культуры РСФСР, Участник Великой Отечественной войны 1941–45 годов, депутат и член Президиума Верховного Совета Татарской АССР

    Родился 24 декабря 1921 года в деревне Татарские Тюки Буинского района Татарской АССР.
    1937 год - начал печататься.
    1948 год - Член КПСС.
    1941 год - окончил Лубянский лесной техникум Татарской АССР.
    1941-44 годы - начальником разведки в партизанском отряде Константина Заслонова.
    1944-46 годы - председатель Оршского Горисполкома в Белоруссии.
    1946-49 годы - работа в лесной промышленности Татарской АССР.
    1949-51 годы - заместитель редактора газеты «ЯШЬ СТАЛИНЧЫ (Молодой Сталинец)».
    1951-55 годы - заведующий редакцией детско-юношеской литературы Таткнигоиздата.
    1957 год - окончил высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М.Горького в Москве.
    1961-68,74-78 годы - депутат и член Президиума Верховного Совета Татарской АССР.
    1969-71,75-83 годы - Главный редактор главный редактор журнала «КАЗАН УТЛАРЫ (Огни Казани)».
    1957-68 годы - ответственный секретарь Союза писателей Татарской АССР.
    1971-74 годы - Председатель правления Союза писателей Татарской АССР.
    С 1971 года - секретарь правления Союза писателей СССР.
    Умер 28 февраля 1994 года в Казани.

Автор более 30 книг поэзии и прозы на татарском языке. В стихах показаны стойкость и героизм советских людей в испытаниях войны, духовный мир современников:

    сборник рассказов о партизанской борьбе в годы Великой Отечественной войны:
        «УЛГӘННӘР ДӘ УЧ АЛДЫ (И мёртвые мстили)» (1962, перевод на русский язык 1976)
    поэмы:
        «ДАН ЮЛЫ (Дорога Славы)» (1949)
        «КҮТӘРЕЛҮ (Восхождение)» (1956)
    сборники стихов:
        «БЕЗ ЯШИБЕЗ ИДЕЛДӘ (Мы живём на Волге)» (1951, переведён на русский язык 1956)
        «ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР» (1955)
        «ВЗГЛЯДОМ ПРЯМЫМ» (1963)
        «ЕЛЛАР HӘМ ЮЛЛАР (Годы и дороги)" (1971)
        «ШИГЫРЬЛӘР (Стихи)» (1945)
        «ЕЛ БУЕ ЯЗ (Круглый год весна)» (1958)

    «КУҢЕЛ ЯКТЫСЫ (Свет души)» (1980)
    «ОЗАРЁННОСТЬ» (Москва, 1981)

сборник фольклора народов мира:

    «ВЕСЁЛАЯ КНИГА» (Казань, 1973)

«ГАШЫЙКЛАР ҖЫРЛЫЙ (Поют влюблённые)» (Казань, 1960)
«БУ БЕЗНЕҢ КИТАП (Это наша книга)» (Казань, 1967)
«РАЗГОВОР С ПОДСНЕЖНИКОМ» (русский перевод, Москва, 1967)
«УЛЫБКА» (русский перевод, Москва, 1969)
произведения для детей
Перевёл на татарский язык сочинения:

    Н.А.Некрасова
    В.В.Маяковского
    А.Т.Твардовского
    С.П.Щипачёва и других

На стихи поэта татарские композиторы написали песни, в том числе:

    «ЕРАКТАГЫ ЯКЫН КӨШЕМӘ (Далекому близкому человеку)» Джаудат Файзи
    «ЮЛЛАР ҖЫРЫ (Песня дорог)» Энвер Бакиров

 Шамиль Джигангирович (Зиганшевич) Ракипов
(1929-2005)
(Шамил Җиһанша улы Рәкыйпов)

Писатель, переводчик, драматург, литературный сотрудник, Заслуженный работник культуры Татарской АССР, Заслуженный работник культуры РСФСР

    Родился 25 сентября 1929 года в деревне Новые Чукалы Буинского кантона Татарской АССР, ныне Дрожжановского района Татарстана.
    Работал в колхозе деревни Новые Чукалы.
    1950 год - был привлечён к уголовной ответственности, осуждён на 10 лет принудительных работ и сослан в Сибирь.
    1954 год - амнистирован.
    1955 год - вернулся в Казань.
    1957-66 годы - литературный сотрудник, переводчик, заведующий отделом газеты «ТАТАРСТАН ЯШЬЛӘРЕ (Молодёжь Татарстана)».
    1966-93 годы - заведующий юношеско-детской редакцией Татарского книжного издательства.
    1967 год - окончил Казанский университет.
    1993-2000 год - литературный сотрудник газеты «ШАҺРИ КАЗАН (Город Казань)».
    Умер 17 февраля 2005 года в Казани.

Все его герои – реальные люди, совершившие в годы Великой Отечественной войны исключительные подвиги и удостоенные высокого звания Героя Советского Союза. Заслуга его прежде всего в том, что он сумел привлечь внимание читателей к тем героям, чьи имена долгое время были незаслуженно забыты. Многие годы он кропотливо собирал материалы о сыновьях и дочерях татарского народа, доблестно воевавших с фашизмом. Ездил по стране, переписывался с военкоматами и различными учреждениями, встречался с ветеранами войны, разыскивал их родных и близких. Только для того, чтобы установить общее число татар Героев Советского Союза, ему пришлось неделями и месяцами работать в Центральном архиве Министерства обороны СССР в Подольске, в результате такой колоссальной розыскной работы удалось проанализировать более 12 тысяч наградных документов. Если до недавнего времени в печати упоминались имена лишь 57 татар героев уроженцев Татарстана, то писатель установил, что общее число татар Героев Советского Союза, включая и тех, кто родился за пределами Татарстана, достигает 173 человек.

    Автор нескольких повестей, пьес, многочисленных очерков и новелл, известен всесоюзному читателю по двум повестям, переведённым на русский язык:
        «О чём говорят цветы?» (1971)
        «Прекрасны ли зори?..» (1973)
    Сборники:
        «СӨЮ БИЛГЕСЕ (Знак любви)» (1959)
        «ТЫНГЫСЫЗ ЯШҖЛЕК (Беспокойная юность)» (1963)
    Его произведения почти всегда документальны:
        «КАЙДАН СИН, ҖАН? (Откуда ты, Жан?)» — третья документальная повесть писателя, изданная на татарском языке в 1969 (русский перевод 1987).
            Повесть посвящена Герою Советского Союза Ивану Константиновичу Кабушкину. Он был неуловимым партизаном, грозой для фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны в Белоруссии. В повести автор показывает детские и юношеские годы Кабушкина, его учёбу, дружбу с татарскими мальчишками, любовь к Тамаре. Читатель узнает, как Кабушкин работал в трамвайном парке, как боролся в подполье, проявляя мужество и героизм. Образ бесстрашного подпольщика привлекает стойкостью характера, острым чувством непримиримости к врагам.
        «АК КАНАТЛЫ ХӘТЕРЛӘР (Белокрылая Память)» роман (1985)
        «ЙОЛДЫЗЛЫ ТӨННӘР (Звёздные ночи)» роман-дилогия (1989)
    Публицистика
    Песни, в том числе:
        композитора Энвера Бакирова:
            «МӘХӘББӘТЕМ (Любовь моя)»
            «ДАНЛЫКЛЫ ДУСЛЫК ҺӘМ ХЕЗМӘТ (Славен мир и труд)» триптих, написанный вместе с поэтом Загидом Файзи

 Шараф Мударрис (Шәрәф Мөдәррис), Мударрисов Шараф Хасиятуллович (Шәрәф Хасиятулла улы Мөдәррисов) (1919-1963), поэт.

Один из зачинателей жанра сонета в татарской поэзии. Написал поэмы о Великой Отечественной войне, сборники стихов. Переводил на татарский язык про­изведения А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Т.Г.Шев­ченко.

Родился 1 ноября 1919 года в деревне Нижняя Каракитя, ныне Буинского района Республики Татарстан. Умер 2 мая 1963 года. Родился в крестьянской семье. В 1939—41 годах учился в Казанском педагогическом институте. Участник Великой Отечественной войны. В 1956 году заочно окончил Литературный институт имени Максима Горького. В 1937 году вышел первый сборник стихов. В произведениях военных лет запечатлел, с присущим ему романтическим пафосом героические подвиги советских людей.
  • «Үскәндә» (1937)
  • «Тупчы Ваһап (Артил­лерист Вагап)»(1944)
  • «Фронтовик татарлар»(1944)
  • «Җыр үткән юл»(1947)
  • «Биш минут (Пять минут)»(1949)
  • «Кояш чыга»(1951)
  • «Яшел тасма»(1952)
  • «Белә барам»(1954)
  • «Көлке түгел»(1954)
  • «Кызыл мәйдан»(1955)
  • «Минем яшьтәш»(1956)
  • «Яшәү көче»(1957)
  • «Дуслар күңеле (Сердца друзей)»(1963)
  • «Йолдыз атыла»(1963)
  • «Ильич нурлары»(1969)
  • «Сквозь пепел дней» (1974)
  • «Дуслар күңеле»(1980)
  • «Тупчы Ваһап»(1989)
 Николай Ефремов. Основоположник чувашской драматургии, участник гражданской и Великой Отечественных войн. Родился 6 декабря 1895 г. в д.Старое Ильмово Дрожжановского района Республики Татарстан. Один из основателей чувашской драматургии. Работал в финансовых органах Чувашии и Татарии, председателем колхоза в родной деревне, преподавателем русского языка и литературы, заведующим учебной частью, затем учителем.
 Анатолий Чебанов. Родился 3 февраля 1937 года в д. Новые Шигали Дрожжановского района Татарской АССР. Окончил Хорнвар-Шигалинскую среднюю школу. После окончания Буинского сельскохозяйственного техникума был отправлен по комсомольской путевке в качестве механизатора на освоение целинных земель в совхоз «Докучаевский» Северо-Казахстанской области. После армейской службы в 1962 году окончил Курганский сельскохозяйственный институт. Долгие годы работал зоотехником в хозяйствах Дрожжановского и Цильнинского районов; в Цильнинском районном управлении сельского хозяйства. Анатолий Сафронович Чебанов умер 20 июня 2011 года в с. Большое Нагаткино Цильнинского района Ульяновской области.
 Валентина Николаевна Тарават - известна как детская чувашская поэтесса, прозаик, композитор, переводчик. Родилась В.Н. Тарават в 1946 г. в с. Убеи Дрожжановского района Республики Татарстан в семье учителя. Окончила Новоубеевскую восьмилетнюю школу, Буинское медицинское училище, Ульяновский государственный педагогический институт. Работала медицинской сестрой в Татарстане, на Дальнем Востоке, в Ульяновске. С 1978 г. трудится в с.Большое Нагаткино Ульяновской области. Член Союза писателей России с 1995 г.
 Николай Александрович Казаков – родился в 1959 году в селе Новое Ильмово. Окончил Стародрожжановскую среднюю школу. После окончания школы поступил в Марпосадский лесной техникум (ЧР). Затем поступил в Политехнический институт Республики Марий-Эл. После окончания института, работал во многих лесных хозяйствах. В 1984-1986 гг. служил в рядах Советской армии. После армии он переселился в село Тереньга Ульяновской области. Устроился там лесником. После устроился фотокорреспондентом в районную газету села Тереньга. В 1990 году в Ульяновске на чувашском языке стала выпускаться газета «Канаш», он устроился туда корреспондентом. Его статьи публикуются в газетах и журналах городов Чебоксар, Казани, Башкирской Республики. Он член союза журналистов России. Ведёт активную общественную работу. Активно пишет про родной край, родную природу, про тему возрождения чувашских национальных традиций. Благодаря его большому труду в 1996 году выпущена книга о родном селе Новое Ильмово.